Сегодняшний пост и несколько последующих будет про границы: что это такое, как мы нарушаем границы, и что происходит, когда наши собственные границы пытаются пододвинуть, проломить? Какие последствия могут быть, если в детстве не научить ребенка их выстраивать? И как неумение защищать свои границы может быть связано с нереализованным желанием стать родителями?
Границы формируются в детстве, а помогают, или мешают их выстраивать наши родители. Дети видят, как родители проявляют их по отношению к ним, как обозначают границы в отношении между собой, между бабушками и дедушками, родственниками.
Личные границы – это физические, поведенческие, эмоциональные, пространственные и психические пределы, которые устанавливаются, чтобы оградить себя от манипулирования, вторжения на свою территорию других людей. С помощью верно установленных границ мы можем отделить наши чувства, мысли, поступки, желания от мыслей и чувств других. Они необходимы нам для налаживания здоровых отношений в социуме.
Когда формируются границы?
Пока ребенок находится у мамы в животе, они вместе находятся в слиянии, в диаде. Диада мама-малыш начинает формироваться в беременность, во время рождения и существует примерно до 3 года жизни малыша. Но даже в период беременности тема границ выражена тем, что матка ограждает малыша от внешнего мира, одновременно защищая его.
Где-то во 2 –й год жизни формируются физические границы, когда малыш видит, где мои вещи/игрушки, где не мои. Всем знакома ситуация, когда детки берут на улицу свои любимые игрушки, а потом защищают их, если какой-то другой малыш захотел взять его игрушку.
На 3 году жизни начинают формироваться психические границы. Родители учат называть и выражать малыша эмоции, чувства, говорить о его потребностях. Ребенок усваивает, где его желания, а где чужие.
К 5-и годам выстраиваются социальные границы, помогает в этом ролевая игра: дома, в детском саду. Ребенок видит, что можно быть разным, в зависимости от ситуации.
Одной из форм границ являются запреты и правила. Запрет – это некая граница дозволенного, которую устанавливают в семье, чтобы защитить малыша от опасностей окружающего мира. Правила и границы — это не только запреты, но и гарантия безопасности. Здесь важно родителю понимать, для кого он их устанавливает: для ребенка, или для самоуспокоения, т.к. не справляется сам с какими-то его воспоминаниями своего детства, когда появляется слишком много тревоги и, как следствие, большое количество контроля, когда ребенку не оставляется места для изучения мира, а также, чтобы он мог совершать свои собственные ошибки.
Тем не менее, грамотная постановка границ позволяет снизить тревогу и напряжение малыша, успокоить его и уверить в том, что родители рядом, которые оберегают его от опасностей внешнего мира.
Умение устанавливать здоровые личностные границы важны для формирования самоуважения, положительной самооценки, уверенности в собственных силах.