Наверняка, многие из вас, проходя мимо детских площадок, замечали такую ситуацию.
Дети не поделили игрушки, могли подраться друг с другом, испачкать одежду, кто-то стал плакать от обиды и отчаяния.
И оба малыша идут к своим мамам. Одна мама берет ребенка на ручки, жалеет его и говорит примерно такие слова: «Я вижу, что ты расстроен и даже заплакал. Тебе, наверное, обидно, что он взял поиграть твои игрушки, не отдал их, а потом еще и ударил. Ты разозлился?» Что делает при этом мама? Она озвучивает то, происходит что с малышом, возвращая непонятные для него эмоции и «непереносимые» переживания в понятной для него форме.
Малыш, когда слышит, что его понимают, а не оставляют одного, потихоньку начнет успокаиваться.
Другая мама может раccердиться, что одежда испачкана, она может посчитать, что малыш должен сам справиться с этой ситуацией. Тогда вместо поддержки она будет его ругать, говорить примерно такие фразы: «Успокойся сейчас же! Я же тебяпредупреждала, чтобы ты не играл/а с ним. Прекрати истерику! Не переживай. Подумаешь, что взяли твои игрушки, поиграют и вернут». Но такие фразы не помогут успокоить ребенка. Он ждет совсем иной маминой реакции!
А она ведь может и сама попасть в травматичную историю детства, где также когда-то ее родители не поддержали, а оставили наедине с переживаниями. И теперь онасама не может найти слова поддержки для своего ребенка, поэтому просто не в состоянии стать для малыша тем самым успокаивающим «контейнером».
Ранее я писала пост: «УЧИМ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ И НАЗЫВАТЬ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА», в котором подробно говорила о том, зачем маме необходимо называть те состояния, в которых находится ребенок. Немного повторюсь:
1-Ребенок понимает, что с ним происходит, и в следующий раз при сложной ситуации он не будет пугаться своих чувств. В будущем уже взрослым людям будет проще соотнести, например, возникшую откуда-то тревогу с произошедшей ранее ситуацией.
2- Кода вы называете состояния малыша, он видит, что вы понимаете, а также принимаете его состояние, ему не нужно прятать эти эмоции и чувства внутри себя. Такой ребенок впоследствии с большим доверием относится к людям и миру в целом.
Чтобы «переварить» сильные чувства и эмоции малыша маме самой необходимо быть достаточной устойчивой, чтобы выдерживать разные состояния ребенка.
А если чувства ребенка не «контейнируются»?
В этом случае он не понимает свое состояния, зато пытается сдерживать cебя, ведь помощи ждать неоткуда, вместо поддержки могут еще и отругать. Тогда получается, что ребенок может в такие моменты опираться только на себя Он, конечно, попробует еще несколько раз обратиться к маме за поддержкой, защитой и помощью, но сталкиваясь с отвержением раз за разом, внутри себя он может принять решение, что его не принимают с такими чувствами и эмоциями. Вот если он улыбается, или в хорошем настроении- тогда мама довольна. Как еще один из вариантов, он внутри себя может научиться перестать чувствовать, или в похожих ситуациях он будет рассчитывать только на себя. А уж о том, чтобы заплакать, когда тяжело, такие детки могут и вовсе забыть! Но ведь это- непосильная ноша для ребенка! Но в дальнейшем такое поведение может привести к тому, что уже взрослому человеку будет сложно идти к своей цели, сложно будет просить помощи и поддержки.
Когда в кабинет приходят клиенты, особенно, с сильными переживаниями, они говорят : «Меня не понимают родители, я не могу получить поддержку у мужа»; «Я так долго шла к планированию долгожданной беременности, и у меня один пролет за другим. Столько злости внутри!», «Помогите, я не знаю, как себя вести с ребенком, он каждый день меня доводит, устраивает беспричинные истерики. Я так больше не могу, боюсь, что сорвусь» и.т.д. И я вижу, что они изо всех сил стараются быть сильными, сдерживают слезы и нахлынувшие чувства.
В этот момент начинается работа терапевта, он становится для клиента тем контейнером, той опорой, которой раньше должна была стать мама. Терапевт выдерживает все сильные чувства, которые в этот момент клиент направляет на него в виде злости, ярости, гнева, негодования.. Чтобы справляться с таким напором чувств, которые долго держались под запретом, у терапевта должна быть своя поддержка в виде личного терапевта.
Только удостоверившись в том, что терапевт выдерживает все состояния, что их принимают любыми, клиенты могут довериться, по-настоящему раскрыться, и здесь начинаются самые интересные и глубокие изменения.