Очень важно учить ребёнка понимать свои чувства. Если этого не сделать своевременно, то у него может возникнуть черно-белое восприятие: всё либо хорошо, либо плохо.
Если малыш не умеет понимать свои чувства и чувства окружающих, то в ситуации, когда что-то произошло, ему может быть непонятно, почему люди так реагирует. При нарушении восприятия ребенок может сказать, что кто-то плохой, просто потому, что он не знает, как назвать то, что с другим происходит.
Как только малыши начинают говорить, они могут рассказать вам, когда хотят есть, спать, играть, гулять. Но назвать эмоцию им сложнее, поэтому вам важно помочь им называть то, что они чувствуют сейчас.
Также важно говорить о своих собственных чувствах. Например: «Сегодня мы были на дне рождении Светы. Там было очень весело и интересно, ты улыбался и смеялся. Я заметила, что ты радовался был счастлив!»
Или так: «Ты сейчас расстроен, потому что у тебя не получается построить высокую башню из кубиков. Это нормально, расстраиваться, когда ты не можешь сделать то, что хочется. Я тоже расстраиваюсь и огорчаюсь, если у меня что-то не получается».
Если ребенок упал, посочувствуйте ему: «Понимаю, как тебе сейчас обидно и больно. Я иногда тоже могу удариться, и мне тоже бывает грустно от этого».
В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств можно с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время просмотра сказки, можно спросить у малыша, что именно чувствует персонаж? Почему именно это он сейчас чувствует? Спросите, а эти чувства «положительные, или «отрицательные?» Я специально взяла эти слова в кавычки, т.к. у нас нет четко + и – чувств, важно сначала объяснить ребенку, что все чувства нам важны и нужны. И даже такое чувство как злость, нам очень помогает и защищает нас.
Еще можно для знакомства ребенка с эмоциями использовать карточки.
Нарисуйте разные выражения лиц, или рожицы зверей, которые испытывают злость, печаль, радость, страх, удивление, грусть и т.д. Можно вырезать эти лица и накладывать их на мягкие игрушки, называть в этот момент малышу, что сейчас чувствует зайка, или человечек.
По вечерам, когда малыш приходит из садика, можно нарисовать на кусочках картона разные выражения лиц, или взять карточки и попросить ребенка, чтобы он, или его игрушки рассказали, как прошел их день.
В 2-3 года малыш начинает осваивать ролевую игру. Он готовит, укачивает мишку, лечит игрушки, играет в доктора. Обратите внимание, как малыш обнимает на ночь игрушку, или ругает ее за плохое поведение. Так ребенок, глядя на вас, учится управлять своими эмоциями. Это время развития ребенка весело и интересное. Помогите малышу научиться понимать и проговаривать свои эмоции. Показывайте, что вы понимаете его, сочувствуете ему.
Иногда родителей пугает такое поведение ребенка, когда он подходит в Вам, ни с того ни с сего eударяет вас и говорит, что вы-плохая мама. Первые ваши реакции – удивление и негодование.
Просто малыш еще не может назвать свои чувства, сказать, что он сердится на вас, злится, что ему сейчас плохо. Учите его называть то, что с ним происходит.