Дети и подростки. Быть услышанными. Часть 2

На консультациях с подростками мы исследуем их жизнь, используя разные методы: и беседу, и арттерапию, и сказкотерапию (да-да-да!!! Подростки тоже любят и очень охотно сочиняют сказки), проективные методики, такие как работа с метафорическими картами тоже очень увлекают подростков.

Бывает такое, что подросткам сложно бывает подобрать слова, выразить накопившиеся чувства словами. И здесь на помощь приходит арттерапия!!!

Когда подросток начинает рисовать, а потом рассказывает о своем рисунке, откуда-то находятся нужные слова, наружу начинают выходить разные чувства, а если к этому рисунку  присоединить еще  и сказкотерапию, можно добраться до многих укромных уголков с забытыми и заброшенными чувствами, которые были хорошо спрятаны и забыты.  Ведь сказку можно сочинять и коллективную. Тогда каждый вносит в нее что-то очень важное лично для него!

 

Иногда звучат такие высказывания на сессии с подростками: «Наконец-то  у меня здесь есть мое место, мое время, мои 50 минут, где меня будут слушать, и я смогу поговорить о себе самом».  И  во время консультации видно, на сколько  подростку не хватает этого пространства, этого внимания к его жизни, к возникающим проблемам дома.

Ребята очень часто говорят примерно одни и те же фразы: «Я постоянно хожу по кружкам, секциям, а когда я говорю, что устал, что мне хочется просто посмотреть в окно, или погулять на улице, на меня обрушиваются родители с криками, что я ничего не делаю, что я –лодырь… А ведь это так обидно слышать!»

Да, возможно, родители говорят дома с детьми, которые приходят на прием в кабинет к психологу: об учебе, работе, о кружках, но говорят ли они об их чувствах, о переживаниях, о самом сокровенном? Делятся ли подростки дома с родителями теми тайнами, которые они потом доверяют психологу?

Еще одна тема, которая встречается на консультациях- свобода самовыражения. Ведь во многих семьях, особенно там, где царит контроль, она пресекается на корню.  И эта свобода может быть в совершенно разных областях: возможность иметь свое, отличное от всех мнение (как в школе, так и с компании друзей); пробовать и экспериментировать со своим  внешним видом; пробовать себя в тех увлечениях, которые нравятся самому подростку, а не там, « куда нужно ходить, потому что это пригодится в жизни» и т.д….

А знаете, что является главным для многих подростков?  На консультациях звучат фразы, что ля них важно, чтобы в них верили: в их успех, в их путь, который они выбрали, в их внутренний мир, в их желания, в то, что они смогут и у них получится!!!!!

Ведь не только подросткам нужна вера, она важна для всех! Именно из тех детей и подростков, в которых верили, вырастают счастливые взрослые, которые могут передать это счастливое состояние дальше!