Дети и подростки. Возможность быть услышанным.

По первому своему образованию я учитель русского языка и литературы.

И мне всегда нравилось работать  в 7-8 классах. Некоторые мои коллеги не хотели брать именно эти классы, т.к. говорили, что с подростками сложно работать. Также и в консультировании.

Да, сложно,  непросто, но зато , если  удается найти общий язык с  подростками, они становятся самыми работоспособными, готовыми менять себя, свой внутренний мир, некоторые убеждения.
Подростки- они удивительные: творческие, добрые, живые, разносторонние, увлекающиеся натуры.

Им катастрофически не хватает поддержки. После консультаций возникает ощущение, что их практически никто ни из родителей, ни из учителей не хвалит.  Они легко, прямо налету находят у себя целый список негативных качеств. Но тут же  впадают с ступор, в сильное раздумье, когда просишь их сказать о самих себе что-то хорошее, найти у себя «положительные» качества.

У каждого подростка в 12-13 лет есть уже четкая сформулированная  внутренняя позиция. Они готовы делиться с ней в своем окружении. Но  готовы ли те взрослые, которые их окружают, столкнуться с этой позицией, услышать ее? К сожалению, не всегда, а иногда и никогда!

Один из основных моментов, который часто встречается на консультации- «меня не слышат и не понимают мои родители».

И эта тема  «Я хочу быть услышанным» переходит из одной консультации в другую. Кабинет психолога для подростка- как раз то самое место, где они могут спокойно высказывать свое мнение, не боясь осуждения, косого взгляда со стороны, слов: «Ты ничего не соображаешь», «Мал  еще свои теории развивать» и.т.д.

У подростков так много тревоги, страхов: внешность меняется- а понравлюсь ли я соседу/ соседке ? А у кого-то из класса родители больше зарабатывают, у них появляются новые гаджеты, а у меня их нет. Смогут ли они меня принять в свой круг? Родители меня записали в Такое количество кружкой и студий, что времени на то, чтобы просто погулять, или посидеть у окна и почитать, просто не хватает. Родители говорят, что сейчас непростое время и надо много и хорошо учиться, а  когда я прошу их поговорить со мной, у них не хватает на это времени…

И возникает вопрос  о том, на сколько ли мы, взрослые, готовы из слушать и слышать детей?

Но ведь некоторые подростки  делают удивительные для их возраста открытия про свой внутренний мир, они рассуждают как взрослые люди.

С ними очень интересно. Главное- услышать их. Не сделать вид, что услышал, а именно услышать!!!