Вспомните ваше детство и то, как вас воспитывали родители.
1. Из-за своей вечной занятости и спешки, они просто не обращали внимания на переживания малыша. Считали не важным спросить у него, а что он сейчас чувствует? А как ему прямо сейчас когда он, например, упал, или пришел с улицы уставший, расстроенный, или когда его забыли пригласить на день рождения? По привычке мама торопит ребенка, тащит его изо всех сил в сад, а малыш впервые увидел майского жука, остановился посмотреть на него, а вместо поддержки интереса получает привычное одергивание и крик. Для себя он делает вывод, что его желания и интересы не важны, нужно делать то, что будет радовать маму, ни в коем случае не проявляться самому. И он вырастает с ограниченными способами эмоционального реагирования на окружающую среду.
2. Взрослые сами боятся сильных чувств ребенка, не понимают и не всегда знают, что с ними делать, т.к. сами не до конца знакомы со своими собственными чувствами. Борясь и отвергая чувства в себе, они не принимают чувства своего ребенка. Наверняка, вам приходилось видеть на улице, или в магазине такую картину: малыш долго не может успокоиться, тогда уже «добрые» тети подходят и начинают давать советы мамам, как надо успокоить малыша, или грозятся взять его к себе домой. Если мама сама не в контакте со своими чувствами, тогда, исходя из своего стыда и чувства вины, она старается как можно быстрее успокоить малыша. Если же мама хорошо чувствует своего ребенка, она примет тот факт, что если эмоция появилась, значит, у ребенка есть все основания ее ощущать. И она попробует разделить с ним грусть, злость, или огорчение, дать им право на существование. Вместо «Не плачь», она скажет: «Я понимаю, как тебе грустно»…
3. Существуют различные послания и установки, которые мешают принимать свои чувства. Наверняка, вам часто говорили такие фразы: «возьми себя в руки», «не стоит принимать все близко к сердцу», «что бы ни случилось- улыбайся», «нельзя расстраивать близких своими переживаниями», «ты сильный, справишься». Ну, и мое любимое послание, которое взрослые в качестве пожелания произносят на дне рождении ребенка- «Радуй родителей»! Но ведь дети-то понимают это дословно и радуют родителей всю жизнь, боясь их огорчить, разозлить, стараются быть хорошими и послушными во всем, следуют их желаниям, при этом перестают радоваться сами, т.к. их собственные хотелки и желания становятся неценными.
4. Большую роль играют и полоролевые стереотипы. Мальчикам нельзя бояться, испытывать любые нежные чувства, так как их могут воспринять как неправильные, неприличные. Всем знакомые 2 фразы: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не злятся». Вот только мало кто говорил мальчикам, что мужественность рождается именно в признании слабости, ведь для того, чтобы показать свою слабость, тоже нужна сила, порой, огромная. И не все мамы говорили своим дочерям, что гнев и злость сигнализируют нам, что в нашем окружении кто-то делает что-то нежелательное и неприемлемое для нас. Это хороший индикатор того, что потребности могут не удовлетворяться.
5. Мораль и религия также могут влиять на проявление эмоций и чувств. С детства могут внушить, что нельзя злиться на других, перечить родителям, желать человеку зла, завидовать чужим успехам, и т.д. Ведь проявление этих чувств может быть наказуемо. Кем? Как именно? — не известно. Вот только не договаривают в этот момент про то, что мысли не равны действию. Что выражать сильные чувства можно и нужно, но для этого совсем не обязательно сразу идти драться. И что зависть вместо разрушения может помочь вам добиться огромных успехов, например, на работе.
Продолжение следует…